Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры

Перечень объектов культурного наследия Хабаровского края

«Водонапорная башня», 1890 г.

Датировка: 1890 год

Местонахождение: Хабаровск, Ленинградская ул.,101

Номер:

Категория охраны: Р

Вид: Памятники архитектуры и градостроительства

Документ о принятии на гос. охрану: Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 11.02.1998 № 46 "Об утверждении списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране"

Территория: Приказ Министерства культуры Хабаровского края №52/01-15 от 09.02.2015 "Об утверждении границы территории и режима использования земель в границах данной территории объекта культурного наследия регионального значения "Водонапорная башня, 1890 г.", Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 101

Зоны охраны: Постановление Главы администрации Хабаровского края от 29.12.1998 № 490 «Об утверждении Проекта зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска»

Предмет охраны: Приказ Министерства культуры Хабаровского края № 255/01-15 от 14.07.2014 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия (памятника архитектуры) регионального (краевого) значения "Водонапорная башня, 1890 г.", (Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 101)

ГОСТ Р 55528-2013 "СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ"

Водонапорная башня станции Хабаровск Уссурийской железной дороги построена вместе с другими зданиями оборотного депо станции в 1897 г. Она предназначалась для создания напора в водопроводной системе депо и вокзала и для заправки паровых систем паровозов, обслуживающих Уссурийскую железную дорогу. После
строительства второй башни на углу улиц Московской и Муравьева-Амурского (Московская, 2а) первая башня вплоть до начала 1960-х гг. использовалась исключительно для заправки паровозов. В годы Гражданской войны была разрушена, восстановлена в 1923 г. Развитие городского водопровода и перевод железнодорожного транспорта на дизельную и электрическую тягу стали причиной использования башни в качестве технического помещения. С конца 1990-х гг. башня используется в качестве административного помещения платной автостоянки. Комплексные ремонтно-реставрационные работы на башне проводились в 2007г. Продана в частную собственность в 2009г.

Здание с трехъярусной объемно-пространственной композицией в формах эклектики с элементами декора в традициях народного деревянного зодчества.

Представляет собой трехъярусную композицию, восьмигранную в плане. Два нижних яруса сложены из кирпича лицевой цепной кладкой, а верхний – деревянный. Нижняя кирпичная часть являлась основанием для установленного на нем водоприемного бака, и верхняя, в виде бревенчатого сруба, огораживала водоприемный бак. Габариты плана цоколя -6,2*6,2м. Главный фасад – южный, имеет вход в помещение 1-ого яруса. Второй ярус выражен на фасадах мощной аркатурой и широким венчающим карнизом. Верхний ярус освещен через три прямоугольных проема и фонарь. Декоративность объему придают выступающие детали кладки переходного пояса по верху кирпичного объема (на который установлен деревянный сруб), а также дощатая обшивка сруба и сложная крыша с резным обрамлением. В 2008году была выполнена реставрация фасадов и кровли. Стальной клепаный бак был демонтирован в процессе ремонтно-реставрационных работ. Выполнена новая кровля из стали с полимерным покрытием, металлический слив по периметру кирпичного карниза. Установлены новые деревянные дверные и оконные заполнения (стеклопакеты) по историческим аналогам, воссозданы все декоративные деревянные элементы, и обшивка деревянной части башни.