Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры

Перечень объектов культурного наследия Хабаровского края

«Паровозное депо станции Вяземская Уссурийской железной дороги»,1904 г., Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Железнодорожная, д. 18а.

Датировка: 1904 г.

Местонахождение: Вяземский район, г. Вяземский, Железнодорожная ул., 18а.

Номер:

Категория охраны: Р

Вид: Памятники архитектуры и градостроительства

Документ о принятии на гос. охрану: «Приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 04.05.2018 № 35.1.2/25 «О включении выявленного объекта культурного наследия "Малые ремонтные мастерские паровозного депо", 1897-1900гг., расположенного по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ст. Вяземская ДВЖД, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия (памятника архитектуры) регионального значения, об утверждении границ его территории, режима использования земель и предмета охраны»

Территория: «Приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 04.05.2018 № 35.1.2/25 «О включении выявленного объекта культурного наследия "Малые ремонтные мастерские паровозного депо", 1897-1900гг., расположенного по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ст. Вяземская ДВЖД, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия (памятника архитектуры) регионального значения, об утверждении границ его территории, режима использования земель и предмета охраны»

Предмет охраны: «Приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 04.05.2018 № 35.1.2/25 «О включении выявленного объекта культурного наследия "Малые ремонтные мастерские паровозного депо", 1897-1900гг., расположенного по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ст. Вяземская ДВЖД, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия (памятника архитектуры) регионального значения, об утверждении границ его территории, режима использования земель и предмета охраны»

Памятник состоит из двух одноэтажных, прямоугольных в плане объемов под двускатными крышами, примыкающих друг к другу длинными сторонами и сдвинутых относительно друг друга. Основной объем (типовое здание депо на три стойла (позиции) для ремонта и технического обслуживания паровозов) более крупный, вытянутый в плане, с тремя продольно расположенными сквозными железнодорожными путями. К его северо-западной стене примыкает объем значительно меньших размеров (малые ремонтные мастерские). Оба объема решены в стиле эклектики с лицевой кладкой фасадов из красного кирпича, имеют вертикально вытянутые оконные проемы с лучковым завершением, выступающими перемычками и выделенным высоким замком, лаконичный декор.

Торцовые фасады большего объема симметричны, имеют щипцовое завершение, до 1929 года были оформлены идентично: фланкированы надкарнизными столбиками и огибающими лопатками, усиленными массивными контрфорсами, первоначально прорезаны тремя одинаковыми по размеру крупными воротными проемами с выступающими лучковыми перемычками, оформленными веерным замком, в котором замковый камень имеет форму массивного бриллианта. Простенки между проемами усилены контрфорсами с выделенной верхней частью полочками из лекального кирпича. Щипцовое завершение по бокам оформлено широким фризом. Средняя часть щипца повышена в виде простой стенки, завершенной карнизной полкой. Линии боковых скатов продолжены в средней части западающей полкой, от которой по бокам свешиваются огромные висячие лопатки с зубчатым низом и осевыми вертикально вытянутыми нишками. Висячие лопатки образуют осевую нишу с большим круглым проемом, обрамленным круглым наличником с профилированным краем и крупным замком по оси.

В 1929 г. на месте боковых воротных были устроены оконные проемы. Вместо осевого воротного проема на юго-западном фасаде устроен дверной проем с огромным окном второго света, на северо-восточном фасаде осевой воротный проем заложен, по его оси один над другим устроены два узких дверных проема и дисгармоничный металлический балкон.

Юго-западный торец меньшего объема (малых мастерских), значительно выступающий вперед относительно объема депо, первоначально был симметричным, в пять световых осей оконных проемов, фланкирован массивными лопатками с щелевидной нишей по оси.

Противоположный северо-восточный торец мастерских далеко отодвинут относительно одноименного торца депо, первоначально имел идентичное оформление, в настоящее время скрыт поздней пристройкой.

Протяженный юго-восточный фасад объема депо симметричен, равномерно прорезан шестью крупными оконными проемами. Фасад завершен высоким фризом и карнизной полкой, от фриза вниз спущена слабо выступающая полка, уступом переходящая в плоские лопатки по оси простенков, усиленные массивными контрфорсами. Углы здания фланкированы массивными огибающими лопатками, также усиленными контрфорсами. На продолжении лопаток   надкарнизные столбики. Северо-западная стена депо наполовину скрыта пристройками, свободная от них часть имеет три световых проема и идентичное оформление.

Исторические сведения: Здание Паровозного депо станции Вяземская Уссурийской железной дороги связано с историей строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (ист. Великий Сибирский путь — 1891-1916 гг.), его первого участка — Уссурийской железной дороги, развитием железнодорожной станции Вяземская, с историей революционного движения и периода Гражданской войны в Вяземском районе Хабаровского края.Построено в 1904 году как паровозное депо с пристроенным объемом малых ремонтных мастерских. В начале 1900-х годов для железнодорожных перевозок происходит обновление паровозного состава на более мощные. В следствие чего здание стало непригодным для использования под депо. В 1929 году оно было передано службе связи Дальневосточной железной дороги. Проведена реконструкция главного корпуса, убраны рельсовые пути, в свободном пространстве депо с двумя рядами несущих опор были выгорожены отдельные помещения.