Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры

Перечень объектов культурного наследия Хабаровского края

«Братская могила партизан», Хабаровский край, Ульчский район, с. Большемихайловское

Местонахождение: Ульчский район, Хабаровский край, Ульчский район, с. Большемихайловское

Номер: 271711301590005

Категория охраны: Р

Вид: Памятники истории

Документ о принятии на гос. охрану: Решение исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14.02.1957 № 65 «Об охране историко-революционных и археологических памятников края»

Территория: Приказ от 11.05.2022 № 27.1.3/41 "Об утверждении границ территории и режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории) регионального значения "Братская могила партизан", Хабаровский край, Ульчский район, с. Большемихайловское"

Предмет охраны: Приказ от 11.05.2022 № 27.1.3/42 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия (памятника истории) регионального значения "Братская могила партизан", Хабаровский край, Ульчский район, с. Большемихайловское"

Приказ о регистрации в реестре: Приказ Министерства культуры РФ 20.12.2017 № 137171-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила партизан», дата создания (возникновения) не определена (Хабаровский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Объект культурного наследия связан с историей Гражданской войны на Дальнем Востоке, с партизанской войной на Нижнем Амуре, в частности с
Николаевским инцидентом.
В братской могиле похоронены бойцы партизанской Красной Армии Николаевского фронта под командованием Я.И. Тряпицына, умершие от ранений,
полученных с 12 по 15 марта 1920 года в ходе вооружённого конфликта между партизанами и частями японской армии в Николаевске-на-Амуре. Исторические события, связанные с захоронением, относятся к самому трагическому периоду Гражданской войны на Нижнем Амуре, в значительной мере повлиявшем на общий ход войны на всем Дальнем Востоке.
Советская власть в городе Николаевске, (в то время столице Сахалинской области) была установлена в январе 1918 года и продержалась более полугода.
Девятого сентября в порту Николаевска высадился японский десант, власть перешла в руки Сахалинского областного земства и городского самоуправления.
Красногвардейцы, советские и партийные работники накануне оставили город и ушли в отдаленные таежные поселки для подготовки партизанской войны. За несколько дней до высадки японского десанта по решению Военно-революционного штаба крепостные Чныррахские сооружения были приведены в небоеспособное состояние. Японцы и белогвардейцы, захватившие город, не смогли восстановить боеспособность крепости, использовалась только радиостанция. Почти два года власть в городе и на всем Нижнем Амуре находилась в руках интервентов и белогвардейцев.

В феврале 1920 года партизанские отряды, объединившиеся в партизанскую Красную армию Николаевского фронта численностью в две тысячи человек, во главе с двадцатитрехлетним анархистом-максималистом Яковом Тряпицыным завладели Чныррахскими укреплениями. Во время штурма крепости в ночь на 6 февраля партизанами, бывшими артиллеристами, были вскрыты тайники, где хранились замки и приборы от орудий, а также боеприпасы, орудия приведены в боеспособное состояние. Это предопределило исход сражения в пользу партизан.
Заключив с японским гарнизоном договор о нейтралитете, утром 29 февраля партизанская армия вошла в г. Николаевск. К этому времени в городе
находились отряд Белой гвардии – 500 человек, японский батальон около 800 человек, а также большая колония гражданского населения японского подданства.
В этот же день партизанам японцами был выдан список офицерского состава белогвардейского гарнизона. Военно-революционным трибуналом арестованы офицеры, принимавшие участия в карательных операциях против партизан. В городе вся власть перешла в руки временного Сахалинского облревкома, началась реорганизация земских учреждений по типу советских органов. На 12 марта было назначено открытие Сахалинского областного съезда Советов, который должен был декларировать восстановление советской власти в области.

10 марта Тряпицын предъявил японцам ультиматум, в котором предписывалось в двухдневный срок японскому гарнизону добровольно
разоружиться и сдать оружие партизанскому штабу. В ответ в ночь на 12 марта 1920 года японский гарнизон совместно с вооруженной местной японской
колонией организовал нападение на партизан. Первый удар был нанесен по зданию, где размещался штаб, и помещениям, где находилась команда батареи полевых орудий. Почти вся команда батареи погибла. В здании штаба, взорванном японцами, погибли 11 человек, в том числе начальник штаба Т.И. Наумов. Были взорваны, либо сожжены другие здания, где располагались партизаны. В бою получил ранение и сам Яков Тряпицын. В результате кровопролитных боев 14 марта 1920 г. мятеж японцев был подавлен. В ходе боев почти все пленные, в том числе арестованные белогвардейцы, были расстреляны.
15 марта в здании бывшего Реального училища открылся областной съезд Советов. Я. Тряпицын, используя местную радиостанцию, выступил против
создания на Дальнем Востоке буферного государства и призвал к войне с Японией.
В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японские войска, используя предлог «Николаевский инцидент», перешли в наступление по всему Дальнему Востоку.
Ожидая наступления японцев на Николаевск с открытием навигации, партизаны начали подготовку к обороне устья Амура. В конце мая выяснилось, что на Николаевск с трех сторон – от устья Амура, от залива Де-Кастри и от Хабаровска движется 20-ти тысячная японская армия. На экстренном заседании ревштаба и чрезвычайной комиссии, под председательством Тряпицына, было принято решение эвакуировать население города в район поселка Керби и далее в Благовещенск, а сам Николаевск взорвать и сжечь до основания. Яков Тряпицын в г. Николаевске и в районе за несколько дней до эвакуации и во время нее развернул жесточайший «красный террор» против белогвардейцев и поддерживающих их слоев населения. Начались массовые аресты и расстрелы белогвардейцев и всех, кто оказывал сопротивление политике партизанского ревштаба. Были расстреляны жители города японского подданства, в том числе женщины и дети. По отдельным, часто противоречивым, оценкам исследователей известно, что перед эвакуацией населения города и поселков, назначенных к уничтожению, на нижнем Амуре было убито более трех тысяч человек.
Эвакуация населения была закончена к 30 мая. В ночь на 1 июня 1920 года по приказу Тряпицына город был сожжен и взорван, также были сожжены
поселки в низовьях Амура, в лимане и на морском побережье. Эвакуация гражданского населения и раненых в Керби проводилась пароходами, бойцы этот путь проделали через тайгу пешком. Японцы, войдя 3 июня в разрушенный город, не смогли в нем расположиться и сосредоточились в Чныррахе, Красном и в других поселках, вплоть до озера Чля.
Погибших в бою 12-15 марта 124-х партизан с почестями похоронили в братской могиле в городском саду Николаевска.
Раненых в ходе конфликта, продолжавшегося 4 дня, партизан вывозили в госпиталь, организованный в с. Больше-Михайловское, расположенное выше по Амуру. Умерших от ран партизан похоронили на кладбище в братской могиле.
В 1957 году на месте захоронения был установлен деревянный памятник. К этому времени могила не была обозначена надгробием, и ее местоположение на кладбище было установлено с помощью местных жителей, очевидцев тех событий. В 1967 году деревянный памятник заменили металлическим.
В соответствии с учетной карточкой воинского захоронения в братской могиле похоронены:
Вершинин Георгий Михайлович (дата смерти — март 1920 г.);
Вершинин Петр Михайлович (дата смерти — март 1920 г.);
Воропаев Дмитрий Михайлович (дата смерти — март 1920 г.);
Пикалов Иван (дата смерти — март 1920 г.). По некоторым данным Пинаков
Иван. Имени нет на памятной доске;
Махровский Александр Васильевич (дата смерти — март 1920 г.).

 

Захоронение расположено на заброшенной территории, на правом берегу Амура, недалеко от мыса Хилка и озера Хилка (к юго-востоку).
Берег в данном месте пологий, рельеф в целом равнинный. Окружающая территория занята зарослями трав, кустарника и деревьев. Железнодорожные,
автомобильные и пешеходные дороги отсутствуют.

Территория объекта культурного наследия обозначена невысоким решетчатым ограждением. Ограда 10х10 м, высота 1 м, выполнена из металлических прутьев, окрашена, окрасочный слой местами смыт. Территория не благоустроена.

Захоронение отмечено надгробным сооружением: металлический двухъярусный обелиск 1,5х1,5 м, высота 3 м на двухступенчатом каменном основании 2,7х2,7 метра. Обелиск выполнен в виде четырехгранной пирамиды, установленной на куб. Памятник окрашен.

На металлическом надгробном обелиске имеется доска с надписью: «Здесь похоронены Красные партизаны Вершинин П., Вершинин Г., Воропаев,
Махровский». Информация о захороненных не в полной мере соответствует сведениям учетной карточки воинского захоронения.