Памятник морякам, умершим в период обороны Камчатки в 1853-1854 гг.
Объект культурного наследия связан с именами русских моряков, участвовавших в 1853 году в экспедициях по открытию и освоению берегов Тихого океана, определению пригодных для стоянки флота гаваней, выбора места для военного поста. В память о погибших от цинги 29 человек во время зимовки 1853-1854 годах.
Исторические сведения:
Экспедиция Бошняка*, посланная Г.И. Невельским для обследования берегов Татарского пролива и отыскания пригодных для стоянки флота гаваней, открыла 23.05.1853 Императорскую (ныне Советскую) гавань и выбрала место для военного поста в закрытой от ветров узкой извилистой бухте, названной Константиновской. Часть этой бухты за мысом Сигнальным получила в последствие название бухты Постовой. Пост на этом месте был основан 04.08.1853, когда с транспорта «Байкал» при личном участии Г.И. Невельского была высажена команда поста из 6 казаков Иркутского полка: Перфил Толмачев, Никифор Челпанов, Николай Модованов, Осип Лазарев, Николай Дроздов, Григорий Толмачев под командованием унтер-офицера Дмитрия Хороших. Назначенный сюда же Н.К. Бошняк прибыл на зимовку 29.09.1853.Зимовье было рассчитано на 10 человек, состояло первоначально из 2-х домиков (жилого и склада). Однако из-за организационных неурядиц зимовать осталось 90 человек, из них 8 офицеров и штурманов: в гавани остались на зимовку транспорты «Иртыш» Охотской флотилии и «Николай-I» Российско-Американской кампании. В наиболее трудном положении оказалась команда транспорта «Иртыш» не приготовленного для зимовки. Для нее была сделана пристройка к казарме. Решено было строитель офицерский флигель, казарму, баню, пакгауз, пристройку для кухни команды «Николая-I». Из необходимого по штату, команда поста не получила оборудование кузницы, 2 ящика стекол, а главное — запаса вина, бывшего в то время главным противоцинготным средством. Пропала также семенная картошка. Несмотря на помощь продовольствием и снаряжением шхуны «Восток», заходившей в гавань 20-23 октября 1853 года, уже в ноябре у зимовщиков стали проявляться первые признаки цинги, а через 2 месяца болели поголовно. От цинги не спасали ни ежедневная работа, ни катание с гор, ни частые бани. Первой жертвой болезни и скудного питания стал старший офицер транспорта «Иртыш» штурман подпоручик Гурий Михайлович Чудинов (1817- 10.01.1854). О нем известно, что родился он в семье унтер-офицера, учился в Охотской мореходной школе. До своей смерти плавал на судах Охотской флотилии и Российско-Американской кампании. Его именем в Советской Гавани назван мыс. С 15 января по 15 февраля 1854 года смертность была наибольшей. Всего по данным Н.К. Бошняка и Мартина Клинковстрема, умерло 29 человек. В конце февраля стараниями участника Амурской экспедиции Д.И. Орлова (1800 — 1859) зимовщикам были отправлены закупленные у местных жителей противоцинготные средства (сухая черемша, чеснок, водка) и небольшое стадо оленей. Смертность полностью прекратилась с прибытием 17 апреля 1854 года корвета «Оливуца» (командир Н.Н. Назимов) с грузом продовольствия и медикаментов для зимовщиков. Из 29 погибших достоверно известно лишь имя Г.М. Чудинова.
Память о погибших пытались увековечить в 1854 году, было предложение о постройке захоронения у церкви, но строительство не состоялось. В 1887 году силами морского порта г. Владивостока был установлен существующий памятник. В 1970-е годы командование в/ч № 15058 без согласования с органами охраны осуществило перезахоронение, перенеся останки из низины на более высокое место ближе к м. Сигнальному. Автор проекта перезахоронения А.Д. Иванов, военнослужащий.
*Бошняк Николай Константинович — русский моряк, капитан-лейтенант, участник Амурской экспедиции.