Средняя школа станции Вяземская Уссурийской железной дороги
Здание-памятник располагается на красной линии ул. Котляра у пересечения ее с улицей Пограничной, главным фасадом ориентировано на юго-восток. Составлено тремя одноэтажными частями, планировочно связанными между собой, относящимися к трем периодам постройки: два первоначально отдельно стоящих одноэтажных здания в стиле эклектики с лицевой кладкой фасадов из красного кирпича, постройки 1899 г. и до 1917 г., объединенных поздним встроенным одноэтажным объемом. Оба здания сохранились почти полностью в первоначальном виде.
Оба первоначальных здания имеют трехчастную объемно-пространственную композицию с выступающими средними объемами.
Асимметричная юго-западная часть (здание 1899 г.), составлена тремя объемами, завершенными вальмовыми крышами большого выноса. Композиция главного фасада асимметрична, составлена коротким левым крылом, более протяженным правым крылом и широким средним ризалитом, завершенным треугольным фронтоном. Проемы вертикальные с лучковым завершением, оформлены ступенчатыми подоконными полками и полуналичниками с выделенным замком, расположены равномерно: в три световых оси – на левом крыле, в пять – на ризалите, на правом крыле – кроме четырех оконных проемов, в левой части расположен дверной проем, фланкированный узкими оконцами. Углы всех объемов юго-западной части оформлены плоскими огибающими лопатками, декорированными в верхней части (выше оконных перемычек) выступом кладки с прямоугольной нишкой.
Северо-восточная часть (здание постройки до 1917 г.) симметричная. Ее фланговые объемы идентичны, средний – повышенный, выдвинутый в большей степени в сторону двора, акцентирован со стороны уличного и дворового фасадов треугольными щипцами. Торцовый фасад также завершен щипцом. Со стороны главного фасада фланговые участки равномерно прорезаны четырьмя сдвинутыми к центру оконными проемами, ризалит тремя. Проемы вертикальные с лучковым завершением, оформлены выступающей перемычкой с выделенным замком. Декоративное оформление фасадов северо-восточной части составляют: широкие огибающие рустованные лопатки, оформление щипца выступом кладки с зубчатым нижним краем, образующим по оси полукруглую нишу со свисающим в центре элементом в форме квадратной рамы с зубцами по бокам.
Объединяющий два первоначальных здания поздний объем – одноэтажный, прямоугольный в плане, сложен из нелицевого кирпича без декоративных элементов.
Исторические сведения:История строительства и функционирования здания школы связана с историей Транссибирской железнодорожной магистрали. После постройки железной дороги (1897 год) на Северо-Уссурийском участке станция Вяземская I считалась самой крупной. Строительство школы начато в 1897 году, одновременно со строительством церкви Святого Николая Чудотворца и преподобной Марии, к северо-востоку от нее, завершено в 1899 году (юго-западное крыло здания-памятника). Включало три классные комнаты, учительскую, а также зальное и подсобные помещения. Школа предназначалась для обучения детей железнодорожников и называлась: «3-х классная церковно-приходская школа Его Императорского Величества». В августе 1906 года была преобразована в железнодорожное одноклассное Министерства Народного просвещения училище при станции Вяземской Уссурийского Отделения Китайской Восточной железной дороги.В 1916 – 1917 годах вдоль улицы Котляра на пересечении с ул. Пограничной, на расстоянии около 30 метров к северо-востоку от школы было построено одноэтажное кирпичное здание (северо-восточное крыло здания-памятника) железнодорожного собрания, через некоторое время в нем было открыто железнодорожное училище. С установлением Советской власти в зданиях открыты «Начальная школа Уссурийской железной дороги» и «Высшее начальное училище при станции Вяземской Уссурийской железной дороги». С 1924 года в обоих зданиях располагалась «Вяземская железнодорожная школа-семилетка». С 1932 учебного года школа стала средней. В 1940 году в зданиях разместилось железнодорожное училище, затем техническая школа по обучению паровозных и тепловозных бригад Дальневосточной железной дороги, школа-интернат Дальневосточной железной дороги. В 1962–1963 годах исторические здания были соединены одноэтажным кирпичным встроенным объемом. Со стороны двора было построено новое типовое здание школы, объединившее здания разных периодов в единый школьный комплекс. Во вновь созданный школьный комплекс осенью 1963 года вернулась средняя школа № 20.